Преподавательская деятельность
Общие и специальные лекционные курсы, читаемые на кафедре
Лекционные курсы
- Коммерческое право
- Регулирование информационных отношений в инновационной экономике
- Комплексная защита информации в организациях
- Правоведение (для ряда факультетов МГУ)
Магистерские программы, предлагаемые кафедрой
Дисциплины по выбору для студентов бакалавриата, предлагаемые кафедрой
- Международное торговое право (проф. В.А. Белов)
Курс лекций по международному торговому праву призван сформировать представление о международном торговом праве как праве, возникшем и применяемым под ослабленным влиянием государства или совсем без него – праве, нормы которого содержатся в особых источниках, прежде всего таких, как торговые обычаи и акты международной частноправовой унификации, международные договоры и акты наднационального законодательства. Курс удачно восполняет тот пробел в знаниях, который неизменно возникает при изучении традиционных юридических дисциплин – ориентирует на подробное и глубокое изучение такого материала, который в общих курсах гражданского, коммерческого и международного права только упоминается, а то и вовсе не затрагивается. Учащиеся смогут получить развернутое представление, в частности, о таких документах, как ИНКОТЕРМС, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, Принципы европейского договорного права, DCFR, Принципы СЕНТРАЛ, Кодекс европейского договорного права, многочисленные унифицированные правила и обычаи Международной торговой палаты и др. Успешное освоение курса предполагает изучение ряда входящих в него материалов на иностранных языках; в результате такого изучения студенты получают возможность относительно свободно ориентироваться в содержании центральных источников международного торгового права – основных юридических институтах, складывающихся на почве правового регулирования отношений в сфере международной торговли.
- Организаторы торгового оборота (зав. кафедрой, доц. Е.А. Абросимова)
В учебном курсе в систематизированном виде дается информация о законодательных условиях, в которых существуют организаторы торгового оборота, дается понятие и виды организаторов торгового оборота, рассматриваются отдельные виды юридических лиц относящихся к этой категории: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы, торгово-промышленные палаты, товарные биржи, ярмарки и выставки.
В ходе преподавания курса будет представлен также положительный российский и зарубежный опыт, накопленной практикой законодательного регулирования организаторов торгового оборота зарубежных стран (Германии, Англии, Франции, США, Нидерландов, Японии и др.) В ходе изучения курса студент получит навык правового анализа основных нормативных актов, регулирующих деятельность организаторов торгового оборота, навык составления документов как учредительных, так и используемых в биржевой торговле.
- Организация работы юридической службы (асс. И.Г. Вахнин)
Данная дисциплина представляет собой специальный учебный курс, посвященный организации работы корпоративных юристов. В рамках курса рассматриваются следующие вопросы:
o требования и специфика юридического обслуживания коммерческих организаций в настоящее время, задачи, функции и требования к квалификации корпоративных юристов и юристов юридических фирм o основные принципы организации работы юридической службы, формирования ее структуры, обязанности руководителя и сотрудников, особенности организации работы юристов договорного, претензионно-искового, корпоративного и проектного направлений; o особенности организации работы юридической службы международной компании, сравнительный анализ особенностей организации работы юристов международных компаний и российских коммерческих организаций; o основные правила организации работы с внешними юридическими консультантами, особенности организации работы юристов в юридических фирмах.
- Основы правового регулирования маркетинга (доц. Е.В. Измайлова)
В рамках курса рассматривается значение концепции маркетинга для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, выделяются юридически значимые аспекты маркетинга – проведение маркетинговых исследований; правовые средства продвижения товаров и услуг; юридическое сопровождение управления брендом; проблемы правового регулирования спонсорских отношений и связей с общественностью. Основной задачей курса является выработка навыков у будущих юристов по ведению договорной работы в области маркетинга; навыков ведения переговоров с внешними контрагентами; построения эффективных отношений со специалистами в области маркетинга.
- Потребительское право (доц. Т.Э. Сидорова, доц. В.А. Маслова)
Данная дисциплина представляет собой специальный учебный курс, посвященный правовому регулированию отношений, в которые вступает потребитель, приобретающий товары, работы или услуги. В том числе изучаются основные права потребителей, история потребительского права, договорные конструкции, оформляющие отношения с потребителями и их разновидности в зависимости от сферы использования. Отдельное внимание уделяется вопросам защиты, с одной стороны, прав потребителей, а с другой – прав иных участников отношений от действий потребителей. Преподавание курса обеспечено презентационным материалом, также рамках курса студентам предлагаются деловые игры, круглые столы и иные формы обсуждения проблемных аспектов потребительского права.
- Инструментальный подход в частном праве (доцент С.Ю. Филиппова)
Практикоориентированный курс направлен на формирование у студентов навыка применять правовые средства: заключать договоры и формировать их условия, составлять учредительные документы и корпоративные акты, претензии, исковые заявления.
При изучении курса студенты приобретут навыки учета свойств правовой связи при выборе и наполнении содержанием правовых средств, изучат динамику протекания конфликта и способы правового воздействия на конфликт субъектов в различных стадиях, приобретут навыки различать виды конфликтов, усиливать позитивные свойства конфликтов и нивелировать их негативные правовые последствия, научатся выявлять, формировать и фиксировать правовой цели субъектов, выстраивать систему правовых целей (древа целей) и подбирать правовые средства, пригодные для достижения промежуточных и конечных правовых целей.
Студенты изучат особенности применения правовых средств в отдельных сферах (торговых, гражданских, корпоративных, семейных отношениях).
Межкафедральный курс «Таможенное право» читается для студентов гражданско-правовой специализации.
Кружок
С 2000 г. работает межкафедральный студенческий кружок «Международное торговое право» под руководством ассистента кафедры А.Т. Амирова.