Преподавательская деятельность
С целью повышения уровня преподавания и достижения большей эффективности занятий по иностранному языку на кафедре иностранных языков разрабатываются и успешно внедряются новые курсы и методы обучения иностранному языку по отдельным аспектам, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к данной дисциплине современными образовательными стандартами.
Аспектное преподавание, в первую очередь, отвечает интересам обучающихся, так как позволяет сосредоточиться на определенных навыках или виде речевой деятельности, добиться наилучшего результата, детально разобраться во всех тонкостях и нюансах, характерных для языка юридической специальности, используемого в данной отрасли права или в конкретном юридическом контексте.
Так, на первом курсе основными аспектами в преподавании английского языка являются:
- Лексико-грамматический, в основе которого — чтение образцов англоязычной художественной литературы, усвоение и использование в устной и письменной речи основных грамматических норм и правил с обязательными промежуточными тестовыми заданиями по пройденному лексико-грамматическому материалу и обсуждением письменных работ и устных выступлений по прочитанным произведениям в каждой отдельной группе; единая зачетная контрольная работа.
- Общенаучный, вводно-юридический, с главным акцентом на общенаучном регистре речи, необходимом при создании и оформлении собственных устных и письменных высказываний по заданной правовой теме. Особое внимание уделяется лексическим, грамматическим и синтаксическим особенностям общенаучной речи, изучению основных юридических понятий и институтов, употреблению базовой юридической терминологии с использованием толковых юридических словарей.
- Интерактивный лингвострановедческий курс по истории государства и права США, целью которого является не только формирование и развитие фоновых и культурологических знаний у обучающихся, но и выработка навыков аудирования и восприятия лекторской речи на английском языке. Интерактивность курса обеспечивается меньшим количеством студентов на лекции по сравнению с другими лекционными курсами (максимум 2 студ.группы — 4 язык.группы), что позволяет самим обучающимся принимать активное участие в занятии. Обязательная регулярная отчетность в устной и письменной формах на двух коллоквиумах, участие в которых требует дополнительной подготовки и от преподавателей, и от студентов.
Основными аспектами обучения языку специальности на втором курсе являются:
- Введение в язык юридической специальности — на примере текстов по конституционному праву Великобритании и США изучаются лексические, грамматические, синтаксические и терминологические особенности академической юридической речи, формируются и развиваются навыки аналитического чтения, реферирования и аннотирования юридической специальной литературы. обучение дальнейшему преобразованию письменной речи в устную для создания и публичной презентации собственных выступлений на заданную тему по изученному материалу на организованных в группах мини-конференциях.
- Введение в юридический перевод - необходимый аспект в обучении языку специальности, так как позволяет сформировать у студентов навыки работы со специальной юридической литературой по разным отраслям права и является первым опытом сравнительного правоведения, необходимого для изучения и сопоставления разных правовых систем. Развитие навыков анализа и толкования лексических, грамматических, синтаксических и терминологических особенностей языка иной правовой системы способствует более адекватному переводу устных и письменных юридических текстов.
Особое значение имеет индивидуальная работа студентов под руководством и контролем преподавателей кафедры по переводу юридических материалов, используемых при написании курсовых работ. Обсуждение такого рода источников проводится первоначально на мини-конференциях в группах, а лучшие сообщения по актуальным правовым проблемам представлены на ежегодной факультетской конференции «Lomonosov Spring» в рамках Ломоносовских чтений (80 докладчиков).
- Язык СМИ — оперативная подготовка и методическая разработка материалов из текущей англо-американской прессы с привлечением сайтов ведущих периодических изданий Великобритании и США требует особого внимания со стороны преподавателей и студентов. Данный аспект обучения способствует не только развитию и укреплению языковых навыков, но и положительно сказывается на формировании культурологических и фоновых знаний о правовых, политических, экономических и социальных проблемах в современном мире.
По всем перечисленным аспектам на примере английского языка разработка программ и учебно-методических пособий ведется также применительно к преподаванию французского и немецкого языков для начинающих и продолжающих групп.
Студенческие конференции по актуальным вопросам права в рамках Ломоносовских чтений проводятся также на немецком и французском языках.
В рамках научной и научно-методической деятельности кафедра проводит ежегодную межвузовскую конференцию «Язык для специальных целей: проблемы и перспективы», занимается составлением научно-методических пособий по всем аспектам преподавания.