Бакалавриат
Программа подготовки бакалавров
Распределение по профилям подготовки
Обучаясь по программе бакалавриата, студенты последовательно осваивают полный комплекс гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Также студент проходит подготовку по одному из профилей: государственно-правовому, гражданско-правовому или уголовно-правовому.
Профили различаются:
- набором обязательных дисциплин и дисциплин по выбору,
- тематикой курсовых работ и выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации,
- базами практик,
- содержанием итоговых государственных междисциплинарных экзаменов.
Распределение по профилям подготовки проводится в третьем семестре обучения согласно желанию студентов с учетом их успеваемости. Предельное количество студентов бакалавриата очной формы обучения на одном профиле подготовки — 210 человек. При возникновении конкурса преимущество имеют студенты с более высоким академическим рейтингом (рейтингом успеваемости).
Текущий и промежуточный контроль
Получение качественного образования предполагает постоянный контроль за ходом и результатами учебного процесса. Ниже описаны основные формы такого контроля.
1. Текущий контроль успеваемости представляет собой регулярную оценку преподавателем уровня подготовки студента. Он проводится на I-IV курсах бакалавриата по учебным дисциплинам, по которым проводятся семинары (практические занятия) в соответствии с учебным планом. Аттестация осуществляется в пределах объема пройденного учебного материала с учётом посещаемости занятий.
Форму контроля знаний определяет преподаватель, ведущий занятия.
Итоги текущего контроля успеваемости отражаются оценкой «аттестован» или «не аттестован».
2. Промежуточная аттестация
Формой проверки знаний по изучаемым дисциплинам являются зачеты (обычные и дифференцированные, т.е. с оценкой) и экзамены, проводимые в конце каждого семестра.
Экзамен (зачет) может проходить в форме устного опроса по билетам (вопросам) или без билетов, с предварительной подготовкой или без подготовки — по усмотрению кафедры. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.
При выставлении оценки экзаменатор учитывает:
- знание фактического материала по программе, в том числе: знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;
- степень активности студента на семинарских занятиях;
- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления;
- умение приложить теорию к практике, решить задачи;
- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.
Оценка «отлично» ставится студенту, ответ которого свидетельствует:
- о глубоком знании программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса по сравнению с учебной литературой,
- о знании концептуально-понятийного аппарата всего курса,
- о знании монографической литературы по курсу,
- а также о способности самостоятельно критически оценивать основные положения курса
- и увязывать теорию с практикой.
Оценка «отлично» не ставится в случаях систематических пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам, отсутствия активного участия в семинарских занятиях, а также неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «хорошо» ставится студенту, ответ которого:
- свидетельствует о полном знании материала по программе,
- показывает знание рекомендованной литературы,
- а также содержит в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала.
Оценка «хорошо» не ставится в случаях пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, ответ которого демонстрирует:
- поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса,
- затруднения в использовании научно-понятийного аппарата и терминологии курса,
- стремление логически четко построить ответ,
- а также свидетельствует о возможности последующего обучения.
Оценка «зачтено» ставится на зачете студентам, уровень знаний которых соответствует требованиям, установленным к получению отличных, хороших и удовлетворительных оценок.
Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено» ставятся студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.
3. Пересдача
В случае получения неудовлетворительной оценки или незачета допускается пересдача. Пересдача в установленном порядке возможна дважды: один раз — преподавателю, поставившему неудовлетворительную оценку или незачет, второй — комиссии из трех преподавателей, назначенных кафедрой.
Между сдачей экзамена и пересдачами проходят каникулы. Поэтому график пересдач формируется учебным отделом по заявкам кафедр без выделения особого времени на подготовку к той или иной дисциплине.
Методику приема экзамена или зачета (без билетов или по билетам, без подготовки или с подготовкой, поодиночке или парами, тройками и т.д.) определяет кафедра.
Студент, получивший в установленном порядке неудовлетворительную оценку или незачет на комиссии, подлежит отчислению.
В исключительных случаях возможна пересдача экзамена с целью повышения положительной оценки.
4. Неявка студента
Неявка на экзамен или зачет либо пересдачу без уважительной причины приравнивается к академической задолженности.
Медицинская справка подтверждает уважительность причины неявки на экзамен, но не аннулирует неудовлетворительную оценку или незачет, полученный студентом, который, несмотря на наличие медицинской справки, явился на пересдачу.