Заседание Французского клуба

25 сентября 2023 г.

22 сентября 2023 г. в Москве, в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева, состоялось очередное заседание Французского клуба, на котором обсуждалась тема «Болонский процесс: 25 лет деформации классического образования». Организаторы мероприятия: кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Юридического факультета МГУ, ассоциация Comitas Gentium France-Russie (Франция) и библиотека-читальня им. И.С. Тургенева.

Вел заседание заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Юридического факультета МГУ, профессор Леонид Витальевич Головко. В работе приняли участие Олег Леонидович Васильев, профессор той же кафедры, и Сергей Геннадьевич Коновалов, доцент данной кафедры.

Заседание включало на два дискуссионных блока, посвященных темам «Смысл Болонского процесса» и «Необходимость реконструкции классического национального образования».

В рамках первого из них участники обсудили правовую, экономическую и сущностную составляющие так называемого Болонского процесса, в частности, необходимость разграничения собственно Болонской декларации, представляющей собой акт «мягкого права», и стоящих за ней многочисленных международно-правовых договоров (конвенций) в области образования, ратифицированных как Россией, так и Францией. Как было отмечено, такой подход ставит под сомнение известный тезис, согласно которому из Болонского процесса якобы «нельзя выйти», поскольку никто туда «формально не входил».

Болонский процесс отражает идею глобализации среднего и высшего образования с превращением национальных систем образования в сервисную периферию и выхолащиванием национальных традиций образования во имя мирового зонального разделения труда безотносительно к национальным потребностям. Реализация данной идеи вызывает необходимость дефунтаментализации высшего образования, его примитивизации с увеличением доли прикладной конъюнктурной составляющей, фрагментаризации и «менеджериации» как среднего, так и высшего образования.

Как показали выступления участников заседания, данные тенденции наблюдаются как в России, так и во Франции, т. е. речь не идет об улучшении качества образования путем присоединения к некой «европейской традиции» (европейским стандартам), а об одновременном разрушении классических национальных систем образования, в том числе в странах, многие столетия считавшихся лидерами в этом направлении (французская модель).

Во второй части встречи участники заседания отметили необходимость ренационализации среднего и высшего образования ради повышения его качества и исходя из потребностей каждого конкретного государства, причем ренационализации не имитационной, а реальной, что требует отказа от многочисленных глобалистских догм и стереотипов, оказавшихся утопией. Были высказаны некоторые конкретные соображения на будущее с учетом разных политико-экономических контекстов, существующих сегодня во Франции и в России.

В дискуссии приняли участие представители МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, МГИМО МИД России, НИУ ВШЭ, РЭУ имени Г.В. Плеханова, российские и французские юристы, экономисты, преподаватели, журналисты, предприниматели.

Организационную и техническую поддержку проведению заседания оказали аспирант кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Юридического факультета МГУ Д.В. Шерстюк и магистрант той же кафедры М.Б. Багаудинов.






Похожие