Круглый стол, посвященный понятийному аппарату права социального обеспечения

21 сентября 2023 г.

20 сентября 2023 г. состоялся всероссийский круглый стол, посвященный понятийному аппарату права социального обеспечения.

Мероприятие было организовано и проведено Центром трудового права и права социального обеспечения Юридического факультета МГУ совместно с Центром правового обеспечения социально-экономических реформ ИЗиСП при Правительстве РФ при участии Московского общества трудового права и права социального обеспечения.

Заседание вели:

  • д.ю.н., профессор кафедры трудового права Юридического факультета МГУ Елена Евгеньевна Мачульская;
  • к.э.н., заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ ИЗиСП при Правительстве РФ, заслуженный юрист РФ Юрий Викторович Воронин.

В ходе научной дискуссии выступили ведущие российские исследователи в области права и экономики социального обеспечения (социальной защиты):

  • Андрей Викторович Столяров, советник Главного финансового уполномоченного РФ («О современном состоянии понятийного аппарата социальной защиты»);
  • Марина Юрьевна Федорова, д.ю.н., профессор кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева («Конституционная терминология в праве социального обеспечения»);
  • Александр Львович Сафонов, д.э.н., профессор, заместитель директора Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ («Экономическая сущность основных понятий, применяемых в национальной системе социальной защиты»);
  • Илья Робертович Маматказин, к.ю.н., доцент кафедры трудового и международного права Пермского государственного университета («Функциональный подход к определению понятий «социальное обеспечение», «социальная помощь», «социальная поддержка»);
  • Аркадий Константинович Соловьев, д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ, директор Научно-исследовательского центра развития государственной пенсионной системы и актуарно-статистического анализа Финансового университета при Правительстве РФ («Экономическая сущность нормативных понятий государственного пенсионного обеспечения»);
  • Роман Николаевич Жаворонков, д.ю.н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) («Правовой подход к определению понятия «социальное обеспечение»);
  • Евгения Владимировна Астраханцева, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) («Значение понятия социального обеспечения при определении предмета права социального обеспечения»);
  • Марина Валентиновна Филиппова, к.ю.н., доцент кафедры трудового и социального права юридического факультета СПбГУ («Соотношение базовых понятий права социального обеспечения: взгляд из Петербурга»
  • Ростислав Александрович Кокорев, к.э.н., заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ («Ключевые институты национальной системы социальной защиты: экономический аспект»);
  • Константин Давыдович Крылов, д.ю.н., профессор, директор Центра научных исследований Международного союза юристов, председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения (МО ТПиПСО) («Социальная терминология в правовых актах социального партнерства»).

Состоявшийся обмен мнениями показал, что в отечественной юридической и экономической науках отсутствует целостный понятийный аппарат в области социального обеспечения. Наличие разнообразных, в том числе противоречивых, трактовок одних и тех же терминов, зафиксированных в действующих нормативных правовых актах разного уровня, а также в научной, экспертной и в учебно-методической литературе, приводит к серьезным ошибкам в правоприменении, снижает эффективность социальной политики.

Участники круглого стола считают, что принятие сначала на уровне юридического сообщества, а затем и общества в целом концептуально однородной, непротиворечивой и полной (в логическом смысле) таксономии отрасли права социального обеспечения с последующим ее закреплением в федеральных законах является первоочередной задачей. В процессе ее решения следует осуществить систематизацию действующего законодательства, включая подзаконные акты, а в конечном итоге — кодификацию отраслевого законодательства с одновременным отказом от избыточного регулирования социально-обеспечительных отношений на уровне подзаконных актов, во многих случаях существенно искажающего базовые положения.

По результатам проведенной научной дискуссии была принята резолюция, которая будет направлена в Администрацию Президента РФ, профильные комитеты федеральных органов законодательной власти, Правительство РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерацию независимых профсоюзов России и другие общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, политические партии, Фонд пенсионного и социального страхования (СФР).






Похожие